- Вы реакционер, - сказал он мне на прощание, - философ вы, луддит новоявленный!
А это все слова, как вы понимаете, очень обидные. Луддитами называли себя некогда ломатели машин, видевшие в станках, которые ткали ситец быстрее и лучше, чем их умелые руки, своего смертельного врага, бездушного конкурента- разорителя.
Дело в том, что Адам Адамыч изобретает
мыслящую машину умнее человека. А мне такая затея почему-то ужасно не по душе.
И в этих моих настроениях Адам Адамыч усматривает ни много ни мало как
отрицание кибернетики вообще, которое в его глазах оказывается чуть ли не
неизбежным выводом из философии. Он и не подозревает, что тем самым преступает
границы подлинной кибернетики, так же как некогда преступали границы научной
философии те философы, которые объявляли кибернетику лженаукой.
-
Мало ли
чего Вам хочется? - отвечает мне Адам Адамыч, когда я говорю, что мне хочется,
чтобы человек был умнее машины. - Вбили вам в голову, будто человек - венец
творения, предел совершенства. Тоже мне предел. Вы систему уравнений с пятью
неизвестными целый день решать будете, да еще и ошибок наделаете. А мой Интеграл
за полминуты с сотней-другой управится.
И Адам Адамыч снисходительно на меня
поглядывает.
-
Да, но
Бах, но Блок, - как умею, отбиваюсь я, - ведь не может же машина...
-
Хватит,
хватит, - обрывает Адам Адамыч. - Вчера мой Интеграл выдал «Интегральную фугу».
Это, правда, пока еще не Бах, но все же. Если учесть что ему всего полгода...
Ваш возлюбленный Бах в его возрасте...
Здесь голос Адам Адамыча становится тихим и
ласковым, а взор - задумчивым и нежным. Некоторое время мы молчим и не
пререкаемся. Отцовские чувства Адам Адамыча мне понятны, и у меня пропадает
охота спорить. Но это - эмоции. А эмоций Адам Адамыч не любит. Он ценит только
математически строгие выкладки и хочет одержать верх по всем правилам логики.
-
Вы
должны понять, что человек - тоже машина, и что машины могут быть разные. Что
мы называем машиной? Как известно, в кибернетике машиной называют систему,
способную совершать действия, ведущие к определенной цели. Значит, и живые
существа, человек в частности, в этом смысле являются машинами. Нет никаких
сомнений в том, что вся деятельность человеческого организма представляет собой
функционирование механизма, подчиняющегося во всех своих частях тем же законам
математики, физики и химии, что и любая машина.
-
Да, но все-таки
человек качественно отличается...
-
Вот-вот.
Затвердили свое - качественно, качественно! Отсюда отнюдь не следует, что с
помощью мышления, происходящего в мозгу, нельзя постичь тайны самого мышления и
воспроизвести его аналог: создать аппарат - электронный, белковый или
какой-либо другой, имитирующий черты мозга, существенные для процесса мышления.
Сомневаться в возможности познания процессов мышления - значит сомневаться в
познаваемости мира! А за вашим «качественным отличием» кроется просто старинная
вера в некое сверхъестественное, если хотите, божественное чудо сотворения
мыслящей материи. Уши всем вы прожужжали этим «качеством»!
-
Адам
Адамыч, согласен с вами. Давайте называть «машиной» систему, способную
совершать целесообразные действия. Тогда человека и в самом дела придется
считать машиной. Но как мы станем называть другие машины - скажем, вашу
«Волгу», мою пишущую машинку, электровозы, прокатные станы, токарные станки?
Ведь никаких целесообразных действий они совершать не способны, и, следовательно,
машинами их назвать нельзя! Знаете, давайте-ка назовем их «человеками» - благо,
это наименование кое для кого осталось «безработным» с тех пор, как они
человека прозвали машиной...
-
Вы опять
за свое. Качественные отличия, цель, разум, воля, идеальное, возвышенное,
привлекательное, трогательное! Цветочки- незабудочки! Поэзия, беллетристика!
Тысячи лет стараетесь, а ни одного из этих понятий точно определить не смогли.
Тоже мне, язык науки! Сами не знаете, о чем говорите! Все зависит от того, что
понимать под словами «мыслить», «цель» и так далее. Срисовали вы их смысл с
человеческих образцов, вот и молитесь на самих себя, прикрываетесь
насильственно ограниченным пониманием терминов. А почему не может быть
мышления, совсем не похожего на ваше? Привыкли все понимать по своему образу и
подобию! А в век космонавтики не праздно предположение, что нам, возможно,
придется столкнуться с другими живыми существами, весьма высоко организованными
и в то же время совершенно ца нас непохожими. Ни в чем. Как вы узнаете,
способны или неспособны они мыслить, присущи им или не присущи эстетические
переживания, идеалы красоты и прочее? А почему бы, например,
высокоорганизованному и мыслящему существу не иметь какого-нибудь
совершенно
неожиданного для нас внешнего вида? Почему бы ему не походить на осьминога, на
грибы, на океан, на плесень, распластанную на камнях далеких планет, наконец?
Непременно у него должен быть нос и два глаза? Бедновата, очень бедновата у вас
фантазия...
-
Адам
Адамыч, а почему бы тогда не иметь ему и вид камней? И чем наши камни хуже
марсианских? Вдруг они тоже умнее нас, только притворяются? Почему вы не
заподозрите телеграфный столб в тайном пристрастии к мышлению? Что вы сами-то
понимаете под мышлением? Под целью? И потом. Ведь оперируя всеми этими
терминами, вы вторгаетесь в сферу философии. И раз вы уж начали
философствовать, то...
Вот тут-то Адам Адамыч на меня и рассердился.
-
Сами вы
философ, - сказал он, - все, что вы говорите, - поэзия, беллетристика! А тут -
наука! И не лезьте не в свое дело! Рассуждайте себе на здоровье про свои
идеалы, а понятия науки будем определять мы. На естественнонаучном уровне
строгости, заметьте себе. Вот подрастет Интеграл, мы и поручим ему очистить
язык науки от всех ваших философских двусмысленностей! Это будет точный,
однозначный, новый язык! Он вам не даст возможности глупо острить и
каламбурить! А что касается мыслящей машины, так мы ее сделаем, будьте
спокойны. Мышление - материальная функция материального органа, мозга, которую
можно до конца познать и затем воспроизвести искусственно. И не будем повторять
всех тех недостатков, которыми отличается живой мозг. Искусственный мозг будет
совершеннее нашего с вами!
Что я ему мог ответить? В его словах была
своя правда, своя логика, такая же железная, как в бесстрастных выкладках
Интеграла, который стоял рядом и без устали подмигивал мне сотнями своих
кругленьких светящихся глаз.
А на моей стороне было только какое-то
неприятное чувство, шептавшее мне, что тут все- таки что-то не так. Но что
именно? Почему меня не только не воодушевляют, но даже раздражают, возмущают
вдохновенные мечтания Адам Адамыча о машине, которая рано или поздно научится и
в шахматы играть изобретательнее Петросяна, и производством управлять разумнее,
чем Госплан, и музыку сочинять прекраснее музыки Моцарта? Почему? А вдруг я и в
самом деле косный консерватор, враг технического прогресса, луддит
кибернетической эры? Вдруг я и в самом деле просто-напросто опасаюсь, что вызовут
меня в один прекрасный день в отдел кадров и скажут, стараясь не смотреть мне в
глаза: знаете, дорогой товарищ, мы к вам претензий не имеем, но... Прислали нам
вчера устройство такое, разумное, дисциплинированное. Капли в рот не берет, не
пререкается ни с кем, знай работает себе да работает. Что ему запланируют, то и
пишет. Умница. И куда вас теперь девать - тоже заодно у него спросим. Оно уже
не ошибется, все учтет, не то что мы, грешные.
Неприятно? А что поделаешь? Что могут
поделать эмоции против логики? Наука... Математика, кибернетика. Эффективность,
оптимальность, информация, обратная связь. Черный ящик. Вроде бы все складно,
логично... Нет, не могу вдохновиться эдаким. Чего-то здесь очень важного
недостает. Чего? Попробую-ка разобраться.
Э. В. Ильеков
___________________
___________________________
___________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий